Йога Патанджали.

Каждый человек рождается на земле для того, чтобы быть счастливым. Современный мир с его бешеным ритмом жизни, стрессами, нарушенной экологией, некачественным питанием и т.д., без всяких сомнений, влияет на качество жизни индивидуума. Развитие техники привело к снижению качества жизни, развитию патологических процессов, ограничению двигательной активности (гипокинезии). Причин, ведущих к гипокинезии у современного человека много: профессии в высокоавтоматизированных и механизированных отраслях производства, обучение в школе и институте, привычка к комфортному образу жизни. Это может стать причиной развития различных заболеваний. Регулярная дозированная физическая нагрузка по системе йоги Патанджали, может значительно сократить двигательный дефицит и стать действенной мерой профилактики заболеваний и повышения возможностей организма.

Автор древнего труда, посвященного специализированной физической нагрузке оздоровительной направленности «Йога Сутра» Патанджали, жил по разным данным в период между II и IV столетиями до нашей эры. Он рекомендовал необходимость упражнений, позы и дыхательные упражнения для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения духа, обретения состояния гармонии.

Система Патанджали – этот стиль йоги максимально приближен к первоисточникам того времени. Эта система интересна, прежде всего, своей аутентичностью. Регулярная практика физической нагрузки оздоровительной направленности по системе Патанджали оказывает выраженное терапевтическое действие, она доступна даже для людей с заболеваниями различных систем организма, поскольку занятия выстраиваются с учетом индивидуальных особенностей практикующего.

Сбалансированная практика уравновешивает физическое состояние и работу нервной системы. Регулярные занятия оказывают благотворное влияние на позвоночник, вытягивают его и формируют осанку, возвращая телу гибкость и подвижность. Система Патанджали дает гармонию и внутреннее равновесие, успокаивает сердечный ритм.

Аюрведа (древнейшая наука, которой более 5 тысяч лет) раскрывает нам концепцию пяти слоев тела:

  • Аннамайя коша – физическое тело, материя
  • Пранамайя коша – энергетический уровень
  • Маномайя коша – ум, эмоциональный уровень
  • Виджньяннамайя коша – интеллектуальный уровень
  • Анандамайя коша – духовный уровень.

yoga

Йога терапия напрямую связана с концепцией 5 уровней.

1. Физическое тело (анамайя) – проявленное нарушение в теле, собственно заболевание. На этом уровне помогают лекарства, диета, процедуры очищения и конечно йога терапия (асаны).

2. Энергетический уровень (пранамайя) – функциональные нарушения в организме, т.е. болезнь еще не опустилась на уровень тела, но мы ощущаем определенный дисбаланс, который может быть выражен в нарушении сна, нарушении пищеварения, диарее, двигательной слабости, сенсорной слабости и др. Здесь йога терапия ,как единение ума, тела и души, помогает выходу из стресса. Техника – пранаяма.

3. Эмоциональный уровень, уровень ума ( маномайя) – все болезни возникают в уме, эмоциях. Важны психические реакции в детстве, которые во многом определяют состояние взрослого человека. Например, страх порождает спазм, спазм – спазм сосудов, в результате повышается давление. Спазм блокирует энергию. Устраняя блок – устраняем причину болезни. Йога терапия с помощью релаксации и медитации помогает найти эмоциональную проблему как причину болезни и, устранив причину эмоциональную, устраняется заболевание. Это самая эффективная точка приложения йоги.

4. Интеллектуальный уровень (виджньяннамайя) – отношение человека к себе, к жизни, цели человека в жизни и то, как человек решает их. Неправильные целепостановки отражаются на здоровье. Важно сформировать вкус к счастью, т.к. только в радости можно обрести здоровье. Метод йога терапии – осознанная медитация.

5. Духовный уровень (анандамайя) – душа управляет функциями организма. Задача – приведение души на свое место. Йога терапия позволяет это сделать с помощью личностного развития, медитации.

Западная медицина, без всякого сомнения, очень сильна. Но современные методы диагностики работают с самым первым уровнем, физическим телом. В диагностике важно понимать норму и отклонение от нормы.

Йога терапия работает с причиной болезни. Асаны устраняют блокировки энергии. Цель асан – стабильность, устойчивость, подвижность. С помощью асан мы должны научить мышцы растягиваться, напрягаться и расслабляться. Асаны – особые упражнения для особых групп мышц и частей тела; способствуют осознанности; налаживают нейромышечный контроль; способствуют релаксации.

Патанджали – основатель йоги не описывал асаны. Он сказал об асанах всего 3 строчки:

  • STHIRAM - Устойчивая (стабильная)
  • SIKHAM - Комфортная (удобная)
  • ASANAM - Поза

Патанджали объяснял, как добиться такого состояния.

1. Практиковать позу без каких-то усилий

2. Практиковать позу с расширенным осознанием

Важно каждую асану представить в уме (с закрытыми глазами) и только потом осуществлять физически. Йога – активный процесс и мы должны прожить асану внутри.

Мы представляем асану, далее поступает сигнал правильно работать органу и, в финальной позе расслабляемся. Осознанность дает сигнал сосудам головного мозга расшириться, кровь приливает и питает наш мозг. Наблюдая за изменениями, мы стимулирует работу мышц с головным мозгом.

В позе расслабления мы должны осознать все изменения, которые происходят. Это важно, т.к. проблемы, которые мы имеем, как раз связаны с недостатком нейромышечного контроля. Таким образом, мы улучшаем нейромышечный контроль и лечим заболевание, связанное с его потерей. Мы приучаем свою физиологию, чтобы она подчинялась нам.

Фитнес вариант йоги – механический, теряется элемент сознания, тратиться энергии больше, чем надо.

Осознанно мы теряем энергии столько, сколько надо. Йога позволяет сохранять энергию, не тратя лишней, позволяет использовать те мышцы, которые нам нужны. В конце практики мы должны чувствовать приятное расслабление.

Осознавая физический, психический, эмоциональный, интеллектуальный уровни, мы можем перейти на уровень души… .

Для чего полезно расширение осознанности?

Чем больше мы на чем-то концентрируемся, тем больше мы закомплексованы, испытываем стресс. Напряжение мы ощущаем в процессе концентрации, фокусировки.

Расширяя осознанность, мы освобождаемся от стресса, избавляемся от болезней, получаем возможность вернуться к себе.

Распятие Иисуса Христа – пример очень широкой осознанности, осознанности до такой степени, что он не чувствовал боли и простил всех.

Немного о себе.

Гречина Ольга, 1967 года рождения. Образование – высшее экономическое. Целенаправленно и осознанно занимаюсь йога - терапией с 2010 года. В 2015 году закончила курс «Йога-терапия» и курс «Метод аюрведической психотерапии: Управляемая медитация/Smriti Meditation» в Институте восточной медицины Российского университете дружбы народов под руководством К.В. Дилипкумара – профессора, зав. кафедрой профилактической медицины, директор Института Клинических исследований Йоги и Аюрведы (Аюрведический колледж (ВУЗ) им. П.С. Варьера, г. Коттакал, штат Керала, Индия). В мае 2015г закончила курс «Основы правильного питания по принципам Аюрведы» в том же Институте восточной медицины.

Регулярной практикой йоги занимаюсь под руководством опытных йога-терапевтов из Индии (штат Керала) Прадипа и Инду.

Знания и применение знаний о йоге позволили пересмотреть всю жизнь и понять, что йога - это образ жизни, охватывающий все стороны человеческой жизни, а именно физическую, социальную, интеллектуальную и духовную.

Занимаясь практикой йоги, следя за питанием и режимом дня, мы не увеличиваем свой срок жизни (этот срок предопределен для каждого), мы улучшаем качество жизни. Согласитесь, огромное счастье просыпаться каждое утро независимо от погоды за окном в светлом настроении, четко осознавая что я делаю, для чего и как… .

Мои учителя:

  • К.В.ДИЛИПКУМАР

    Профессор, зав. кафедрой профилактической медицины, директор Института Клинических исследований Йоги и Аюрведы (Аюрведический колледж (ВУЗ) им. П.С. Варьера, г. Коттакал, штат Керала, Индия).

    Член Комитета по разработке учебных программ по аюрведической медицине и хирургии (Центральный Совет Индийской Медицины, Нью-Дели).

    Вице-президент Аюрведической Российско-Индийской Ассоциации (АРИА).

  • БОРИС РАГОЗИН

    Борис Рагозин, практикующий аюрведический врач,
    Заведующий кафедрой аюрведы Института восточной медицины Российского университета дружбы народов.



  • ПРАДИП

    Прадип – преподаватель по йога – терапии, йога-терапевт центра аюрведической медицины и йога-терапии г.Москва




  • ИНДУ

    Инду – преподаватель по йога – терапии.





  • АДЫЛБАЕВА АСЕМ СВЕТБАЕВНА

    Адылбаева Асем Светбаевна – практикующий доктор Аюрведы, преподаватель кафедры Аюрведы ИВМ РУДН.